Закон&Реальность
Из Закона РК «О железнодорожном транспорте»:
«Доступ к услугам инфраструктуры предоставляется на принципах равенства требований к перевозчикам, с учетом технических и технологических возможностей в пределах пропускной способности участков инфраструктуры»
Что это значит?
Целью государственной политики в области железнодорожного транспорта является развитие конкуренции, в том числе, в области международных перевозок (ст. 6 Закона РК «О ж/д транспорте»).
То есть, действующий закон предусматривает равный доступ всех перевозчиков к МЖС для осуществления перевозок грузов во всех видах сообщений, включая транзитное.
Соблюдается ли закон в РК о ж/д транспорте?
К сожалению, нет.
Почему?
В соответствии с Законом РК «О ж/д транспорте», осуществление международного сотрудничества относится к компетенции уполномоченного органа — Министерства транспорта, осуществляющего руководство в сфере железнодорожного транспорта.
Министерство должно определять политику и сотрудничать в международном ж/д сообществе от своего лица и самостоятельно.
Однако! На практике, Министерством эти полномочия переданы в КТЖ.
В результаты, не государственный орган, а Нацкомпания является представителем государства в международных организациях с правом голоса при принятии решений по внесению изменений в договоры, в частности ОСЖД, сторонами которых являются иные организации железнодорожного транспорта РК.
Нонсенс, не правда ли…
При декларации курса на либерализацию, материнская компания национального грузового перевозчика «КТЖ-ГП» осуществляет функции, прямо и косвенно ограничивающие конкуренцию на рынке международных перевозок железнодорожным транспортом.
Более того, сегодня обсуждаются поправки по наделению эксклюзивного права Национальной железнодорожной компанией на перевозки грузов в транзитном сообщении.
Это и вовсе не оставит никаких шансов для допуска частников (частные перевозчики, экспедиторы, операторы) на этот сегмент рынка.
И что же мы будем иметь в итоге?
КТЖ и так спонтанно поднимает тарифы, объясняя это обязательствами по займам.
При баснословном уровне долга и необходимости реализации дорогостоящих инфраструктурных проектов и модернизации парка подвижного состава, что ждать потребителям перевозочных услуг?
А что будет с реализацией транзитного потенциала?
Мы видим, как РФ и КНР яростно наращивают альтернативные трансконтинентальные маршруты.
Азербайджан, Киргизстан, Узбекистан и другие соседние страны предпринимают активные меры по созданию благоприятного и безопасного инвестиционного климата.
Мы же идем на поводу у монополиста, «отдавая в жертву» не только наши шансы стать транспортно-логистическим хабом Евразии, но и развитие смежных отраслей экономики, в особенности экспортоориентированных.
Поэтому, мы обращаемся к государству, принимать взвешенные и обдуманные решения при изменении НПА, которые могут вытеснить, и так ограниченный, бизнес из РК.